Уфимец создал самую большую в России родословную

Уфимец создал самую большую в России родословную На фото Пётр Петров.

 Уфимец Петр Петров создал самую большую в России родословную из 63 тысяч человек. На составление генеалогического древа у него ушло почти два десятка лет. С 1996 года я ходил в архивы, как на работу, — рассказывает собеседник «Электрогазеты». — Изучал документы, сравнивал, записывал. Исходил множество деревень, разговаривал со старожилами. Словом, использовал все возможные и доступные способы поиска информации».

Таким образом ему удалось собрать сведения, самые ранние из которых датируются 1673 годом. Приятной неожиданностью для исследователя стали внезапно обнаруженные связи его рода с такими известными людьми, как актеры Владимир Стеклов и Елена Драпеко, поэты Константин Иванов и Яков Ухсай.

«Все люди так или иначе связаны между собой, — уверен Петр Иванович. — Стоит копнуть глубже, и обнаруживаются факты различного взаимодействия между людьми». Так, например, в чувашской воскресной школе имени П.М.Миронова, где Петр Петров работает по воскресеньям, у всего коллектива нашлись общие корни, о чем они раньше даже не подозревали.

Фото предоставлено Петром Петровым.

«Другой случай: мои предки в конце XVIII века ввязались в земельный спор с отцом известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, что повлияло на переселение представителей моего рода на нынешнее место жительства — в село Николаевка Кармаскалинского района.

Составление родословной никак не связано с основной деятельностью Петра Петрова. У него медицинское образование, и работает он в Институте последипломного образования при БГМУ. А интерес к истории рода появился совершенно случайно и перерос в любимое дело.

«Я узнал, что якобы три моих родственника основали село Николаевка Кармаскалинского района, — говорит Петр Петров. — Мне стало это интересно, и я решил проверить, так ли было на самом деле».

Основным источником информации были метрические книги и ревизские сказки, поясняет уфимец. Метрические книги содержат в основном сведения о датах рождения, венчания и смерти человека. Ревизские сказки являются более подробными. Это поимённые списки, где указывались не только имя, отчество и фамилия владельца двора, но и сведения о членах его семьи.

«Советами и поиском архивных документов помогал историк Мударист Сафин из Стерлитамака. Полезным было обращение и в Архив древних актов — такой есть в Москве, — рассказывает Петр Петров. — Оказалось, что в нем содержатся сведения о населении Башкирии. Хотя именно по нашему краю документы сохранились хуже всего. К сожалению, нередко бывает так, что открываешь документ, а на странице сплошное чернильное пятно…»

Нелегко было обрабатывать и информацию, которую поведали старожилы деревень. «Благо, есть специальная компьютерная программа, в которую заносишь фамилии-имена людей, а она дает расчет. Однако чтобы вычислить родственника, приходилось всех подряд вводить, всю деревню».

Генеалогическое древо.

«Но я изначально неправильно организовал свою работу», — сетует Петр Иванович. — Прежде чем обратиться в архивы, нужно было пообщаться со старшими родственниками — бабушками/дедушками, прабабушками, пока они были живы и могли что-то рассказать. То, на что я потратил три года, сидя в архивах, можно было бы с легкостью узнать у старших родственников за пять минут.

Изучая историю своего рода, Петр Петров сделал для себя много удивительных открытий. Например, то, что ничто в этой жизни не проходит бесследно.

«Допустим, человек совершил преступление и не понес за это соответствующее наказание, ну, не поймали его или откупился. Но наказание неизбежно. Все равно кто-то в его роду за это преступление ответит».

Работа над родословной продолжается по сей день. Сейчас Петр Петров дополняет ее свежими сведениями, свидетелем которых является сам.

Праздник шежере.