ЧВШ им. П.М. Миронова будет отмечать свое 25-летие!

 

 

Учащиеся ЧВШ им. Миронова на мероприятиях

В декабре 2017 года Чувашская воскресная школа им. П.М. Миронова будет отмечать свое 25-летие и 25-летие организации в Уфе первой в России и современном мире инновационной сети светских национальных воскресных школ, призванной удовлетворять возрастающий спрос населения в этнокультурном образовании юных поколений горожан. Школа создана согласно постановлению мэра г. Уфы № 977 от 09.12.1992 г., а в 1994 году инициатива столицы одобрена коллегией Министерства образования Башкортостана. Все это соответствует стратегии государственной национальной политики в РФ, а также конвенций и деклараций ООН и ЮНЕСКО. Ныне и в будущем защита и поддержка региональных языков или языков меньшинств на континентах и в регионах представляют собой важный вклад в строительство нового мира, основанного на принципах культурного разнообразия. Решение башкирских властей о поддержке возрождения национальных культур и родных языков созрело на рубеже 80-90-х годов — в период острых дискуссий в советском и постсоветском пространстве о состоянии и судьбе родных языков. Насколько оно было своевременным и правильным, и укрепило многовековую дружбу народов региона, показали и показывают события на территории бывшего СССР, в том числе на Украине. Мудрое решение органов местного самоуправления привело к тому, что переживания и мысли многонациональной городской общественности своевременно было направлено в созидательное русло. Общественность от сотрясения воздуха громкими разговорами на митингах перешла к общественно-полезному делу: приобщению детей и молодежи к родным языкам и национальным культурам.

ПраздникШкола им. П.М. Миронова для чувашского населения де-факто получилась как бы вместо целого ряда учреждений, функционировавших в Уфе 85 — 100 лет назад. Сегодня это, говоря иными словами, — наше все!.. Это, по сути, культурно-образовательное учреждение, культурологический, этнопедагогический, чувашеведческий мини-НИИ, клуб ЮНЕСКО, Музей просветителей и библиотека, театр обряда и центр развития семейно-бытовых традиций, центр содействия одаренным детям. В этом «Школа — наше все!» выражена и востребованность, и уникальность, и большая нагрузка, и особая ответственность школы перед уфимцами.

В настоящее время в Уфе работает 9 небольших светских национальных воскресных ОУ, а также 4 национальных отдела при иных учреждениях допобразования. Это армянская, башкирская, еврейская, марийская, немецкая, польская, 3 татарские, 2 украинские, 2 чувашские школы, и в них обучается около 2000 детей.

Судя по темпам роста численности этнокультурных образовательных учреждений в течение 25 — 20 лет, и не всегда успешным попыткам повторения весьма позитивного уфимского опыта в ряде других регионов, инновация не является легкой и простой, как может показаться со стороны. Здесь большое значение имеет одновременное наличие множества разнообразных условий и факторов. Например, четкой и последовательной региональной национальной политики и осознание органами местного самоуправления долга перед своим населением в соответствии с п. 7.2., п. 13, п. 16, п. 17.1, п. 18, п. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это наличие влюбленных в свое дело высококвалифицированных педагогов и хотя бы небольших уютных помещений для организации обучения… Кстати, в 2014 году капремонт здания нашей школы – памятника истории и культуры, связанного с деятельностью выдающихся просветителей Павла Миронова, Гурия Комиссарова, Ивана Яковлева, Алексея Кондратьева, произвели в соответствии с Указом Президента Башкортостана Р. З. Хамитова №УП-66 от 28.02.2011 г. Он обошелся в 66 млн. руб. без привлечения бюджетных средств. Стоимость полностью обновленного школьного имущества, приобретенного также без затраты бюджетных средств, возросла на 35,5 % и достигла 1200 тыс. руб., не считая активно используемых на городских, всероссийских и международных мероприятиях чувашских национальных костюмов, головных уборов, вышивок на сумму более 400 тысяч рублей, изготовленных бесплатно учителем В.М. Тарасовой, и более 20 лет предоставляемых школе в безвозмездное пользование. Три учителя смогли обновить материально-техническую и учебно-методическую базу, выиграв гранты общественного фонда развития г. Уфы.

Учащиеся ЧВШ им. Миронова на юбилее школыВ соответствии с условиями договора государственно-частного партнерства, после капитального ремонта здания школы площади, которыми пользовалась школа, на некоторое время сократились в 4 раза. При поддержке органов образования столицы нашли оптимальный выход: организовали дополнительные занятия на базе общеобразовательных школ. Численность учащихся возросла на 29 процентов…

ЧВШ им. П.М. Миронова, кроме организации учебно-образовательной деятельности, проводит конференции, выставки, праздники и юбилеи, концерты и спектакли, экспедиции и экскурсии, активно участвует в конкурсах и фестивалях различного уровня и тематической направленности, и, тем самым, по мере своих сил и возможностей прославляет наш любимый город Уфу среди народов России и окружающего мира. Школой созданы фильмы, издается школьная многотиражная газета «Воскресные известия», словом – мы в процессе создания собственного медийного технопарка. На спонсорские и личные средства учителей созданы «Хрестоматия по истории и языку чувашского народа», «Вестник» школы и башкирский народный эпос «Урал-батыр» на чувашском языке с целью содействия включению его в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Учащиеся ЧВШ им. МироноваСогласно Указу Президента РБ №УП-66 от 28.02.2011 г. и Распоряжению Правительства РБ №1642-р от 21.12.2011 г. укрепляется материально-техническая база музея просветителей. Эксперты считают, что это весьма кстати, ибо наблюдается постоянный рост потока экскурсий и делегаций, в том числе из регионов РФ и зарубежья. Школой проводится исследовательская работа по изучению богатого научного и творческого наследия просветителя П.М. Миронова, готовятся к переизданию его учебники, не потерявшие актуальности, обладая необходимой простотой и доступностью для целей самообразования школьников. И еще, что весьма приятно тем, кто живет в Уфе и тем, кто приезжает в гости, республикой и городом намечено открытие первого в России памятника Павлу Миронову — выдающемуся деятелю дореволюционного российского образования, основателю Уфимской чувашской учительской семинарии, математику и методисту, автору более 30 учебников по математике, разработанных и изданных им в XIX-XX вв. именно в Уфе.

Великое значение уфимской инициативы 25-летней давности трудно переоценить. Как неоднократно указывалось руководителями Башкортостана, ЧВШ им. П.М. Миронова – по сути является центром возрождения чувашской культурной жизни в республике. Основным стимулом к этому является то, что школа функционирует в благодатной полиязычной городской среде, соответствующей современным глобальным процессам. Глобализация и полиэтничность – реалии современного мира. Это связано с активным взаимопроникновением народов, культур и языков. Уже сегодня почти каждый уголок планеты заполняет культурно-языковая полифония. Уже сейчас около 70 процентов населения мира полиязычно, а к концу XXI столетия моноэтнических и монокультурных территорий не останется совсем. Поэтому современному ребенку необходимо привыкать к жизни в поликультурном мире, с юных лет адаптироваться к перспективным реалиям нового столетия. Обратная сторона этой медали – проблема культурного выживания языков почти пяти тысяч коренных народов тех или иных территорий. По данным ЮНЕСКО, не только в мире, а даже в нашей изначально многонациональной России немало языков, которые находятся на грани исчезновения, что свидетельствует о фактическом усложнении бытия и проблем самобытного этнокультурного развития. Просто у этносов исчезает традиционная среда функционирования родных языков, обычаев, традиций, праздников.

Данный исторический тренд, с одной стороны, актуализирует необходимость развития полиязычности среди коренных народов, что весьма полезно для умственного развития и теплых межнациональных отношений в окружающем мире. Это хорошо понимают мои земляки, которые уже в 19-20 веках, живя в многонациональном Урало-Волжском регионе, свободно общались на 3-4 языках, а образованные — еще и на иностранных языках. Ныне, как и в дальнейшем, нам не пристало отступать от этой прогрессивной традиции. А с другой стороны, общественности и органам местного самоуправления все чаще придется изобретать новые условия и возможности полноценного и свободного развития многонационального народа, бережного сохранения и развития наследия, дошедшего до нас из глубин многих тысячелетий. Этнокультурные образовательные учреждения, театры и ансамбли, библиотеки и музеи – это те самые родники, сохраняющие экологически чистую воду и спасающие мир от отупения, зазнайства, кичливости, нетерпимости и типично буржуазного эгоизма. Мир развивается динамично там и тогда, когда самобытным культурам приходится дружески соревноваться между собой, как в спорте. Стремиться от хорошего до самого лучшего, перенимая друг у друга постоянно нарабатываемый и накопляемый культурный опыт. Конечно, моноязычные, монокультурные общества и территории более стабильны и устойчивы, но они и развиваются, и обогащают свою культуру менее активно и заинтересованно, чем поликультурные. Глава Администрации городского округа И.И. Ялалов, представитель деловых кругов М.М. Хафизов, директор школы, профессор И.Г. ТарасовИбо первые стагнируют незаметно для самих себя, а для вторых — это противоестественно и невозможно! Замечено, что именно в полиэтнических обществах люди больше дорожат культурным наследием своих предков, родными языками в том числе. Не секрет, что чуваши прошлых веков в Уфимской губернии и Башкортостане, как впрочем, и в других регионах России, имея многочисленные компактные общины (как бы небольшие островки) в иноязычном окружении, сохранили (законсервировали!) и обогатили родной язык, традиции, обычаи и, вообще, самобытность значительно лучше, чем, например, на территории материнского этноса, являющегося преимущественно моноязычной территорией, и поэтому объективно (!) не ощущающей особой ценности родного языка, и теряющей его более быстрыми темпами, чем в «диаспорах».

Кто владеет культурой родного народа и родным языком – обладает ценным умом, без которого у него нет ни прошлого, ни, тем более, будущего, и он, безусловно, — свой среди своих. Безусловно, каждая личность интересна своему окружению и миру именно этим — своей неповторимостью, самобытностью!

Кто, имея подаренный щедрой матушкой-природой прочный этнокультурный фундамент, связь с далеким прошлым (предками) и светлым будущим (внуками), в повседневной жизни активно использует языки и духовное наследием многих народов, его с распростертыми руками встречает весь мир, ибо он — свой среди всех!

Наши учителя - кавалеры медали П.М. Миронова