Отличается ли мозг чуваша от других?

Многие антропологи считают, что 50 тысяч лет назад все люди были похожими, так как еды было много, жили примерно все в одном и том же месте, в одних и тех же условиях, поэтому мозги тоже развивались одинаково и были одинакового объема. Потом, по разным причинам, люди начали расселяться по земле, жить в разных условиях, начали  отличаться друг от друга и 25-30 тысяч лет назад стали появляться расы: европеоидная (около 40% от всего населения земли), монголоидная (около 20%), негроидная (10%) и австралоидная (0,3%). Генетически расы между собой отличаются менее 0,1%, что указывает на то, что все мы могли произойти от одного общего предка.

Среда и культура веками формирует человеческий мозг. Если растешь в своей среде, в среде своего рода, то знания и навыки предков накапливаются в человеческом мозгу, где формируются функциональные структуры, отвечающие именно за тот или иной навык, знание и умение. В дальнейшем они проявляются в человеке в форме интуиции. В жизни интуиция – это не что иное как склад информации в фразах: «я думаю, что так будет лучше», «отцы наши и отцы отцов в старину делали так» и  т. д. Например, человек, который правильно предсказывал погоду, если спрашивали: «Откуда ты это знаешь?», отвечал — «от матери», при этом односельчане не находили в этом ничего удивительного.

Особое место в формировании человеческого мозга занимает язык. Способность к родному языку локализуется в специальных областях мозга. Чем богаче и насыщеннее язык, тем более формируется и развивается область мозга, отвечающее за него. Если не пользоваться своим, переданным по наследству родным языком, то наработанные веками функциональные участки мозга останутся не задейственными, и также как и мышцы, без работы атрофируются, исчезают  за не востребованностью. Ученые подчёркивают, что на любом языке желательно научится разговаривать до 12 лет, иначе мозг и голосообразующие органы уже не смогут адаптироваться к особенностям изучаемого языка и появится акцент. Из этого следует, что если у человека есть не исправимый дефект речи, то можно предположить, что его предки просто разговаривали на другом языке.

Мозг тоже приспосабливался к определенным условиям и функциям. В зависимости от внешней среды и совместной жизни с сородичами в мозгу совершенствовались определенные функциональные участки. Следовательно, расы можно назвать библиотекой мозгов. Это золотой генетический запас человечества проверенный веками. Расовые отличия мозгов могут быть источником тех изменений в будущем, о которых мы даже не предполагаем в настоящее время. Поэтому народы которые до определенного периода не перемешивались сохраняют и преумножают свой золотой фонд. Это в дальнейшем позволит решить вопросы, которые до этого на земле не решались. Каждую  народность, в первую очередь, малочисленную  надо беречь, чтобы сохранить ее «библиотеку мозгов» до того времени, когда они будут востребованы человечеством. Когда народности достигнут своего пика развития, только тогда должны поощряться межрасовые браки для максимального использования золотого запаса человечества,  и человечество перейдет на новый, неизвестный в доколе уровень существования.

Количество нейронов в головном мозге всегда интересовало исследователей в области нейрофизиологии. Так, численность нервных клеток варьировалось от 14 миллиардов до 100. Последние исследования бразильских специалистов показали, что число нейронов составляет в среднем 86 миллиардов клеток. Каждый нейрон друг с другом имеет минимум 100 тысяч связей, максимум до 1 млн. И каждый ежедневно способен образовать 3-4 новых связей, но и столько же связей разрываются. От этого меняется конфигурация мозга.  Данную способность мозга можно использовать для развития способностей и талантов, постоянно целенаправленно нагружая и перенагружая мозг. О наличии потенциальных способностей косвенно свидетельствует наличие «субстрата» – веса мозга. В этом отношении несомненный интерес представляет работа Н.Гильченко, (1899). По данным этого автора, средняя масса мозга у различных народностей России была следующей: буряты* 1481 г., осетины … 1465 г., чеченцы… 1458 г., чуваши 1439 г. В настоящее время средний вес мозга человека земли – 1320 г. Всего в списке 17 позиций. (*Вес мозга бурят дан по работе Бушмакина, 1927). На самом деле между отдельными людьми больше различий в весе мозга, чем между расами. Как видим, у чувашей, наряду с другими народностями в этом ряду есть хороший потенциал для совершенствования. При его не использовании из-за ненадобности участки мозга или атрофируются, или этот участок захватывает соседний участок мозга, который отвечает за иной навык, знание и умение,  и уже этот навык становится избыточным. При этом хорошо, если у человека появится талант к чему-то, но чаще бывает, наоборот, появляется апатия, усиливаются антисоциальные привычки, человек уходит в психическую или физическую болезнь и т.д.

Бесспорно, чувашский народ (как и всякий другой народ) обладает своей самостью, которая является стержнем его уникальности. Многие путешественники прошлых веков (Ф. Й. Т. Страленберг (1676–1747), В. И. Татищев (1686-1750), Г. Ф. Миллер (1705-1783), П. И. Рычков (1712–1777), И. П. Фальк (1725–1774), И. Г. Георги (1729–1802), П. С. Паллас (1741–1811), И. И. Лепехина (1740–1802), Е. И. Рожанский (1741–?) отмечали, что характером и повадками чуваши заметно отличались от других народов. Про чувашах они писали как о людях трудолюбивых, скромных, аккуратных, пригожих, смекалистых. «Теперь сижу у моих друзей чуваш; я очень люблю этот простой и кроткий народ… Этот мудрый народ, столь близкий к природе, видит все вещи с положительной точки зрения и судит о достоинстве по их результатам… Природа производит больше людей добрых, нежели злых» (А. А. Фукс, 1792-1853). «…Чуваши от природы народ настолько же доверчивый, насколько честный… Чуваши нередко в полной чистоте души… почти не понимают даже существования лжи, у которых простое пожатие руки заменяет и обещание, и поруку, и присягу» (А. Лукошкова) (там же: 163, 169). Конечно, сохранились и негативные отзывы некоторых писателей о чувашах, это нормально. Плохо, когда чьи-нибудь глаза и уши (мозги) натренированы  видеть и слышать только негативное и раздувать ее, при этом ни разу не побывав в чувашской деревне, не имея реальных контактов с народом. В основном, негативные описания относятся к периоду, когда слово чуваши внезапно появились невесть откуда в  описаниях ученых в XVI веке. Имя Чуваш не встречается у русских летописцев ранее 1551 года; о нём не упоминают также и арабские писатели, которым такой многочисленный народ не мог быть неизвестен. А.А. Фукс пишет: «удивительно, что Нестор (1056-1114), в своей народной генеалогии, говоря о всех народах, нигде не упоми­нает о чувашах,   тогда  как этот народ всех многочисленней».  Ученый историк В.М. Кабузан отмечает,  что по данным I ревизии (1719 г.), в Среднем и Нижнем Поволжье, Южном и Северном Приуралье чуваши численно были на 2 месте после русских, по 2 – несколько уступали им и татарам.

Полагаем, что Чуваши в старину известны были под другим именем. В любом случае чувашские корни нужно искать в названиях народов, которые также резко перестали упоминаться в исторических документах.

В наиболее крупном и ценном труде «Христианство среди чуваш Среднего Поволжья в ХVI–ХVIII вв. Исторический очерк» (1912) выдающийся чувашский этнограф, фольклорист, историк профессор Н. В. Никольский исследовал самый решающий и переломный период ново-булгарской (собственно чувашской) эпохи этнической истории, когда происходило разрушение структуры чувашского мироздания и насильственно внедрялось православие, что служило идеологическим оправданием колонизации Чувашского края.

Первейшая и основная социальная установка для чувашского народа — убеждение в правоте завета предков («Большинство чуваш с каким-то подобострастным уважением придерживается образа жизни предков» (Сбоев В.А., 1865), жесткого свода правил поведения и законов этнического существования — потеряла свою актуальность в настоящее время в молодежной среде.

Основными чертами менталитета современных чувашей являются: развитое чувство патриотизма, доверие к своим сородичам, признание равенства всех перед законом, приверженность к традициям, неконфликтность и миролюбие. Сегодня у чуваш нет этнического фанатизма и амбициозности. Чуваши не признают за собой никаких исключительных достоинств (хотя и обладают ими), добровольно подчиняют себя требованиям общей дисциплины. Чувашских детей учат ограничивать свои собственные потребности соответственно существующим материальным условиям жизни, относиться ко всем людям с уважением, проявлять необходимую терпимость к мелким недостаткам других, соблюдать меру в общении, не допуская действий и слов, которые могут быть неприятны собеседнику или окружающим людям, особенно старшим по возрасту, одновременно критически относиться к своим собственным заслугам и недостаткам, современная культура эти качества почему то считают комплексом неполноценности.

К сожалению, современное общество потребления перечисленные качества считает не нужными, устаревшими. Поэтому особенно важно для чуваш  сегодня сохранять свои веками отточенные качества,  нести дальше, чтобы проявить их, когда они будут востребованными.

Петров П.И., учитель ЧВШ им. П.М.Миронова