Ко дню космонавтики. Андриян Николаев любил Башкортостан

12 апреля — Всемирный день авиации и космонавтики

Космонавт любил Башкортостан

В Чувашской воскресной школе им. П.М. Миронова состоялся праздник, посвященный Всемирному дню авиации и космонавтики. С исследовательской работой дебютировала ученица Дарина Ишмякова. Она выступила с докладом и презентацией «Андриян Николаев — космонавт, сын чувашской земли» (педагог Л.Н. Пашина). В продолжение темы с теплыми воспоминаниями о встрече с космонавтом Николаевым на башкирской земле также поделились руководитель фольклорного ансамбля «Нарспи» Г.Ю. Кириллова, председатель родительского комитета А.Я. Федорова, кандидат биологических наук В.А. Михайлова, представитель Совета ветеранов В.Н. Михайлов и другие участники незабываемых встреч.

Андриян Григорьевич любил Башкортостан с детства: в школьные годы все дети учат произведения классика чувашской литературы Константина Иванова. А будучи космонавтом, он общался также с уроженцем Башкортостана, народным поэтом Чувашии Яковым Ухсаем. В те годы космонавты каждый день получали много обращений со всего Советского Союза, из Башкирии, и из-за рубежа. К всемирным знаменитостям обращались от мала до велика. Письма доставляли мешками. В каждом послании содержалась просьба. И космонавты, очень занятые работой, находили возможность ответить каждому просителю. К примеру, было много пионерских отрядов и дружин, просивших разрешить им носить имена космонавтов.

В Башкортостане Андриян Николаев бывал много раз. Его встречали во многих селах. Например, весьма представительной была группа сопровождения космонавта, посетившая в 1998 году города Уфу, Стерлитамак и Аургазинский район.

Хотя новое поколение учащихся ЧВШ им. Миронова видело первых космонавтов только в интернете и по телевизору, знает лишь по рассказам и просмотрам документальных фильмов, космонавт Николаев был и по-прежнему остается идеалом чувашского человека и российского гражданина. Он принадлежал к тому поколению, которое называют «дети войны». Будучи шестиклассником, Андриян, как взрослый, бороновал колхозное поле, а через год и пахал: «упустишь время — и лошадь может повернуть в сторону, и качество труда будет совсем иное». В будущем летчике-истребителе ПВО и супер-космонавте трудовое детство воспитало повышенное чувство ответственности к качеству труда.

Он прошел весьма и весьма трудные испытания при подготовке к полету. Николаев 10 суток находился в сурдобарокамере в полной изоляции от всего внешнего мира, без визуальной и слуховой связи. Выполнил четыре десятка парашютных прыжков разной степени сложности, и этот опыт ему пригодился при приземлении после первого полета в космос. Если Юрий Гагарин и Герман Титов летали пристегнутыми к рабочим местам, то Андрияну Николаеву пришлось отвязаться и свободно парить в космическом корабле.

В 1963-1968 годах А.Г. Николаев работал командиром отряда космонавтов. В 1965-1969 годах входил в группу, готовившейся к посадке на Луну.

— Конечно, неимоверные испытания сопровождали Андрияна Николаева, как, наверное, все его поколение, с детских лет до конца жизни. Два известных случая. В 1969 году автомобиль, в котором ехали Николаев с Терешковой, Леоновым и Береговым, был обстрелян, и Андрияна Григорьевича задела пуля.

О сложностях с адаптацией к земным условиям после 18-суточного полета, совершенного в 1970 году (до того летали не более 5 суток), космонавт вспомнил:

«Было очень тяжело. Из корабля без помощи выйти не могли, когда нас вывели — стоять на ногах не могли. Кровь отливала в нижнюю часть туловища, можно было только или сидеть, или лежать — иначе теряешь сознание. Сердце за 18 суток уменьшилось в объёме на 12 процентов. Пульс лёжа — 80 ударов, сидя — 100, стоя — 120. Костная ткань потеряла калий и кальций, стала рыхлой».

— Когда Юрий Гагарин и Герман Титов на первых ракетах делали первые беспрецедентные круги вокруг нашей, как тогда говорили, «очень маленькой и единственно живой планеты», в силу возраста я не понимал, что значит «человек вышел в околоземное пространство» и чему, будто дети, так сильно радуются взрослые дяди и тети нашей страны,- рассказывает директор школы И.Г. Тарасов.- Но при слове космонавт первое живое видение, что поднимается из глубин детской памяти — это суета вокруг имени Андрияна Николаева. В этот день мои молодые родители и родственники, собравшись в ниме (коллективная помощь семей друг другу), ставили стропила на сруб нового дома. И вдруг из большого радиоприемника «Рекорд», вынесенного из бабушкиного дома, как обычно, донесся громоподобный голос Москвы: «Говорит и показывает Москва и все радиостанции Советского Союза!».

В тот период голосом Москвы был басистый Левитан. Тогда впервые от него я и услышал необычное имя: «Андриян Николаев!».

Но, все же, все это лично от меня было очень далеко. Хотя все люди от мала до велика, я тоже, наизусть знали имя и биографию каждого космонавта, могли горячо спорить и по памяти рьяно отстаивать запомнившиеся факты. Космонавты, их успехи и совершенно неожиданные трагедии с Гагариным и Серегиным, Комаровым и другими выдающимися и, поистине, героическими сыновьями нашей заботливой и любимой страны, сплачивали людей разных национальностей общими эмоциями в одну дружную семью.

С тех пор прошло много десятилетий и, казалось бы, все также «очень далеко и сказочно». Тем не менее, представьте себе, учащиеся ЧВШ им. П.М. Миронова смогли лично встретиться с третьим космонавтом Советского Союза. Причем, не где-то за тридевятью земель, а в родной Башкирии. Наши учащиеся побывали в родном селе Андрияна Николаева и в дни глубокого траура в июле 2004 года после его похорон.

Директору школы тоже приходилось встречаться с героическими первооткрывателями космоса. Несколько раз посчастливилось встретиться с легендарным Андрияном Николаевым.