Любовь к родине начинается с любви к родному языку любимых предков

9 – 10 сентября 2022 года в Уфе состоялся Межрегиональный форум учителей родного языка и литературы. Участники форума воочию увидели и убедились, что педагогическое и родительское сообщества, как и руководство Башкортостана, настроены восстановить во всех образовательных учреждениях обучение детей родному языку и литературе, ибо родные языки, литература, все богатейшее культурное наследие, традиции и обычаи народов, как и конституционное равноправие детей и молодежи всех национальностей, – это основа основ современного патриотизма.

Глава Башкортостана Р.Ф. Хабиров особо указал на необходимость популяризации родных языков в семьях с детьми.

– Мы должны создать стимулы для сохранения в семьях национальных традиций, культур, языков. Чтобы родители сами понимали, насколько это важно! – подчеркнул Радий Хабиров.

На площадке, посвященной теме «Образовательная среда. Родные языки», модераторами которой стали заместитель министра образования А.З. Галиева и директор ИИЯЛ З.Я. Рахматуллина, выступил Иван Тарасов — директор МБОУ ДО ЧВШ им. П.М. Миронова городского округа г. Уфа, заслуженный работник культуры Чувашской Республики, заслуженный работник образования Республики Башкортостан, член Совета Межрегиональной ассоциации учителей чувашского языка и литературы. Иван Григорьевич поделился с опытом организации в воскресных школах учебно-исследовательской деятельности.

И.Г. Тарасов отметил, что, мол, некоторые коллеги утверждают, что не каждая кафедра вуза издаёт столько исследовательских работ обучающихся и педагогов, как Чувашская воскресная школа имени Миронова. Конечно, это говорится в шутку. Но, действительно, статьи школьников и педагогов публикуются в сборниках научных Всероссийских конференций, а также малой академии наук города Уфы, организуемой с целью выявления, воспитания и поддержки одаренных обучающихся, склонных к активной научной деятельности.

Учащиеся совместно с педагогами, учеными и родителями проводят исследования в соответствии со своими потребностями и интересами, и их лучшие работы публикуются в «Вестнике» школы.  Что исследуют и о чем пишут школьники?

На конференции малой академии наук школьников Уфы наш ученик Олег Федоров представил исследование «Мог ли мой прадед выжить на войне и не вернуться в семью?» и совместно с родителями, собрав документы и сопоставив их по датам, доказал, что его прадед не мог бы так поступить. Он погиб в самом начале боевых действий под Сталинградом, награжден медалью за подвиг. Причем по награде родственники не имели документов до проведения внуком соответствующего исследования. Олег Федоров удостоился диплома 1 степени в городской конференции МАН. На той же конференции Эмиль Каримов в работе, названной «Чувашский революционер башкирской земли», поведал о драматической судьбе государственного деятеля Башкортостана, Героя Социалистического Труда Тимофея Кривова.

Во Всероссийском конкурсе «Родина у нас одна» 1 место заняла исследовательская работа Аделины Петровой «Чувашский народный костюм».

Во второй том «Вестника Чувашской воскресной школы им. Миронова города Уфы», изданный в городе Москве, вошли такие работы школьников:

Антон Дмитриев «Краткий обзор наследия Павла Мироновича Миронова».

Аделина Петрова «Учёный Кондратьев и поэт Васильев».

Екатерина Ермолаева «Обзор трудов уфимского учёного-краеведа А.А. Кондратьева».

Илья Никитин «Общественная деятельность инженера Василия Григорьевича Никитина».

Иван Яковлев «Игорь Георгиевич Петров – историк, этнограф, краевед».

Анастасия Тихонова «Жизненный путь и труды профессора И.В. Сухаревой».

В настоящее время также проводятся исследования по таким темам, как Минигали Шаймуратов и Григорий Васильев – красноармейцы 30 стрелковой дивизии Восточного фронта в период гражданской войны. Оба Героя являются уроженцами Кармаскалинского района. Недавно отмечали 123-летие со дня рождения Шаймуратова, а 20 сентября исполняется 125-летие Героя Советского Союза и тоже кадрового военного Григория Васильева.

Интересным должно получится исследование «Легендарный собрат Николая Кузнецова». Оказалось, что учитель Иванов из Кугарчинского района во время Великой Отечественной войны служил связным партизанского отряда и лично разведчика Николая Кузнецова.

Продолжительные творческие связи имели поэты Яков Ухсай и Мажит Гафури, Мустай Карим. Тему «Сын полка Николай Данилов» в свое время обозначил поэт Филипп Вуколов-Эрлик. Конечно, хотелось бы продолжить эти темы в том числе и в силу особой актуальности неформального патриотического воспитания школьников и молодежи, и дальнейшего укрепления традиционной дружбы и сотрудничества между народами.

В сфере следопытских поисков и научных исследований часто получается, что ищешь материалы по одному человеку, но совершенно неожиданно выходишь на след другого человека.

Мы отправились на Сергиевской кладбище города Уфы в поисках могилы просветителя Миронова, а наткнулись на утерянную и позабытую могилу генерала Семена Иванова. Теперь для ветеранов, педагогов и учащихся есть как бы своя подшефная могила видного военного деятеля, служившего после Великой Отечественной войны старшим военным советником в армиях Румынии и Югославии.

Начали поиски биографических сведений по маме просветителя Миронова (она тоже похоронена в Уфе), а вышли на маму советского министра авиационной промышленности, депутата пяти созывов Верховного Совета СССР от города Уфы Петра Дементьева. Матери Миронова и Дементьева оказались уроженками одного и того же села Симбирской губернии.

Воспитание патриотов Отечества, приобщение учащихся к проектной, исследовательской, творческой деятельности, развитие конкурентоспособности образовательного учреждения – это важные направления деятельности системы образования в целом, а также учреждений дополнительного образования.

ЧВШ им. П.М. Миронова смело можно включить в программу туристско-экскурсионной деятельности по мере создания необходимых материально-технических условий, разработав программы подготовки юных экскурсоводов, экскурсий, выставок, лекций, презентаций, разработав сувенирную продукцию, издав буклеты, брошюры. Своими силами мы создаем фильмы, посвященные творческому наследию писателей и ученых – уроженцев Башкортостана, публикуем очерки и брошюры о просветителях и классиках национальных литератур, чья жизнь связана с Уфой и Башкортостаном, создаем электронные контенты по тематике «История и культура Башкортостана». Недавно в качестве памятника истории и культуры дореволюционной Уфы переиздали «Геометрию» Павла Миронова, впервые увидевшую свет в 90-е годы 19 века. Добавлю еще, что наша школа награждает учащихся — отличников учебы и результативных педагогов медалью Миронова.

Как известно, Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и механизмов развития дополнительного образования детей. Среди проблем, требующих решения, указывается «риск утраты» значимых для сохранения и развития традиций этнокультурных особенностей народов, и соответственно ориентирует авторов дополнительных общеобразовательных программ на многоукладность экономики и быта «народов и этносов», указывает на необходимость содействовать сохранению культурного наследия народов Российской Федерации путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам. Коллектив ЧВШ им. П.М. Миронова постоянно работает над этим.